Отказ в регистрации товарного знака в Казахстане – это явление распространенное, но чаще всего оно происходит, когда заявка на регистрацию подается юридическим или физическим лицом самостоятельно, без участия юридической компании. В таком случае можно легко допустить ошибки даже в обычном сборе документов, не говоря уже о более сложных моментах. Например, таких, как соответствие заявленного обозначения. Поэтому мы рекомендуем обратиться за услугами в нашу компанию, а не тратить время и нервы на самостоятельную регистрацию товарного знака. Так вы сэкономите время и деньги и не получите отказ в регистрации товарного знака РК.
Основания отказа в регистрации товарного знака РК
Основные возможные причины отказа в регистрации товарного знака указаны в статьях 6, 7 в законе «О товарных знаках, знаках обслуживания, географических указаниях и наименованиях мест происхождения товаров» (далее — Закон о товарных знаках).
Первая причина отказа в регистрации товарного знака — несоответствие поданных документов. После подачи заявки на регистрацию товарного знака, в течение одного месяца с даты подачи, проводится формальная экспертиза. В ходе формальной экспертизы проверяется:
- Содержание заявки;
- Наличие необходимых материалов для проведения экспертизы;
- Дата приоритета;
- Перечень товаров и услуг в соответствии с действующей редакцией МКТУ.
Экспертная организация может запросить дополнительные или уточняющие сведения, без которых невозможно провести формальную экспертизу. Поэтому важно правильно оформить заявку при подаче, так как срок регистрации может занять больше года или же при отсутствии ответа на запрос эксперта делопроизводство прекращается.
Вторая причина отказа — несоответствие заявленного обозначения. Проверка обозначения происходит при полной экспертизе. В ходе проведения полной экспертизы проверяется соответствие заявляемого обозначения требованиям, установленным статьями 6, 7 Закона о товарных знаках.
Согласно статье 6 Закона о товарных знаках, перечислены абсолютные основания, исключающие регистрацию товарного знака:
- Обозначения, не обладающие различительной способностью или состоящих только из элементов:
- вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров (услуг) определенного вида;
- являющихся общепринятыми символами и терминами;
- указывающих на вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта;
- представляющих собой международные непатентуемые наименования лекарственных средств;
- имеющих прямую описательную связь с товарами или услугами, для обозначения которых они используются.
Вышеназванные обозначения могут быть использованы как неохраняемые элементы товарного знака, если они не занимают в нем доминирующего положения.
- Обозначения, воспроизводящие:
- государственные гербы, флаги и эмблемы;
- сокращенные или полные наименования международных организаций и их гербы, флаги и эмблемы;
- официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, олимпийскую символику, награды и другие знаки отличия;
- сертификационные знаки;
- обозначения, сходные до степени смешения с вышеперечисленными.
Не допускается регистрация в качестве товарных знаков или их элементов обозначений:
- Обозначения, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение относительно товара или его изготовителя, услуги или лица, предоставляющего услуги, а также наименований географических объектов, способных ввести в заблуждение относительно места производства товара.
- Обозначения, формально указывающих на истинное место производства товара, но дающих ошибочное представление о том, что товар происходит с другой территории.
- Обозначения, представляющих собой или содержащих наименования географических объектов, идентифицирующие минеральные воды, вина или крепкие спиртные напитки, для обозначения таких товаров, не происходящих из данного места, а также, если используется перевод или обозначение сопровождается такими выражениями как «вида», «типа», «в стиле» или другими подобными
- Обозначения, противоречащих по своему содержанию общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Иные основания для отказа в регистрации товарного знака в Казахстане:
Для установления «иных» оснований для отказа в регистрации знаков обычно проверяются базы данных товарных знаков и поданных заявок на регистрацию товарных знаков на тождество и сходство до степени смешения, также:
- промышленных образцов, охраняемых в Республике Казахстан, и зарегистрированных с более ранним приоритетом;
- названий известных в Казахстане произведений литературы, науки и искусства, известных произведений искусства и их фрагментов в нарушение авторских прав;
- фамилий, имен, псевдонимов и производных от них, портретов и факсимиле в нарушение личных неимущественных прав этих лиц, их наследников или правопреемников;
- обозначений являющихся достоянием истории и культуры Казахстана.
Что делать при отказе регистрации товарного знака?
Обжалование и оспаривание отказа в регистрации товарного знака в Казахстане – это ваше полное и неотъемлемое право. Вы можете подать возражение в течение 3 месяцев после того, как получили окончательное заключение от экспертного органа об отказе либо частичной в регистрации товарного знака. Возражение будет рассматриваться апелляционным советом в четырехмесячный срок с даты его поступления в уполномоченный орган. Но подача возражении не дает гарантию регистрации товарного знака, все зависит от основания подачи возражения.
Как подать возражение?
Перед тем, как направить возражение, нужно оценить вероятность успешного решения спора. Если причиной для отказа является другой товарный знак, который похож на ваш, то необходимо провести их сравнительный анализ, обосновать свою точку зрения.
Содержание возражения:
- Сведения о лице, подавшем возражения
- Номер заявки на товарный знак
- Доводы в пользу заявителя
- Копия платежного документа, подтверждающего оплату государственной пошлины за рассмотрение спора.
Практика
К нам обратился клиент за регистрацией названия своего языкового центра «Language» (название изменено). Он подал заявку в регистрирующий орган, а через 7 месяцев получил отказ по результатам экспертизы. Причина отказа: схожесть с ранее зарегистрированным товарным знаком «Language billiards». Оказалось, что такое же название уже было закреплено за бильярдным клубом.
Как же удалось преодолеть отказ? Усилиями нашей команды клиент добился от владельца бильярдного клуба письма-согласия на регистрацию своего товарного знака для языковой школы.
Согласно ст. 7 закона о товарных знаках, регистрация схожего обозначения с ранее зарегистрированным товарным знаком допускается с письменного согласия владельца данного товарного знака.
Почему это сработало? Оба предприятия заняты в разных сферах деятельности. Они не были конкурентами и не мешали друг другу на рынке, поскольку оказывали совершенно разные услуги. Наша команда разработала и воплотила стратегию получения такого согласия.
Заключение
Нередко бизнес сталкивается с такой неприятной проблемой как отказ в регистрации товарного знака РК. И чтобы минимизировать ваши риски, мы предлагаем предварительный поиск по открытым реестрам на наличие схожих или полностью тождественных уже зарегистрированных товарных знаков. Так как время один из самых ценных ресурсов, а процесс регистрации довольно долгий процесс. Сэкономьте свое время и деньги доверившись специалистам своего дела.