Приветствую Вас, уважаемый читатель, в этой статье я познакомлю Вас с таким понятием как секрет производства, так называемого «Ноу-Хау», и постараюсь раскрыть способы его защиты.
Я предполагаю, что эта статья будет особенно полезна владельцам собственного бизнеса, и тем, кому интересно его масштабирование по франшизе, поскольку ценностью франшизы зачастую является Ноу-Хау.
Первым делом, давайте поймем, что же такое секрет производства или Ноу-Хау?
Законодательство Республики Казахстан не содержит понятия секретов производства (Ноу-Хау), а относит его к одной из разновидностей нераскрытой информации, составляющей «коммерческую тайну». Следовательно, рассмотрим определение «коммерческой тайны».
Статья 126 Гражданского законодательства предусматривает, что защищается информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
То есть, мы видим, что для того, чтобы определенная информация приобрела статус «коммерческой тайны» и у обладателя возникло право на ее защиту, ей надо соответствовать вышеуказанным критериям:
· Иметь коммерческую ценность
· Быть неизвестной третьим лицам
· К ней нет свободного доступа третьими лицами (то есть данный доступ должен защищаться)
· Владелец информации принимает меры к ее охране
При этом, законодательством установлена обязанность обладателя такой информации соблюдать меры по охране такой информации, а именно:
· Определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну;
· Ограничить доступ к ней путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
· Вести учет лиц, получивших доступ к коммерческой тайне, и (или) лиц, которым эта информация была предоставлена или передана;
· Урегулировать отношения с работниками и контрагентами по использованию такого рода информации;
Давайте рассмотрим наглядно на примере франшизы.
Франшиза, как правило, содержит в себе финансовый план по открытию предприятия. В нем отображается какая сумма необходима для открытия, что, где, как и за сколько необходимо для этого приобрести и иную информацию, которую франшизодатель (Франчайзер/комплексный лицензиар) собирал на своём собственном многолетнем опыте, путём проб и ошибок. Франшизополучатель (Франчайзи/комплексный лицензиат) используя данную информацию сэкономит своё время и денежные средства на запуск.
Финансовый план описывает как потратить n-ую сумму, чтобы с нуля запустить бизнес с готовыми решениями в определенной сфере будь то сфера услуг или производство товаров. Начиная от внешнего и внутреннего оформления, найма персонала, оборудованием, заканчивая маркетингом, вплоть до настройки рекламных кабинетов.
Таким образом, возвращаясь к коммерческой тайне и секретам производства, информация, которая может принести или сэкономить денежные средства (вспоминаем один из критериев — информация должна иметь коммерческую ценность) и которую Франшизополучатель не знал (вспоминаем про другой из критериев — информация должна быть неизвестной третьим лицам) – это и есть секрет производства (Ноу-Хау).
Как случается на практике, если вовремя все правильно не оформить?
Представим недобросовестный контрагент/партнер Вас «кинул», внедрив и применив Вашу бизнес-модель у себя на предприятии, а Вы должным образом не установили режим коммерческой тайны, договор франшизы с Франчайзи заключили «шаблонный», юридически правильно все не оформили, то спешу Вас расстроить, что защитить от кражи Ноу-Хау, когда уже совсем поздно, труднодостижимая, а то и вовсе невыполнимая задача.
Почему важно защищать информацию, составляющую коммерческую тайну, включающую секреты производства (Ноу-Хау)?
Резюмируя все вышесказанное, уважаемый читатель, можно сделать следующий вывод. Мало просто устно проговорить о том, что информация является коммерческой тайной. Для того, чтобы у обладателя возникло право на ее защиту важно соблюсти все меры по охране такой информации на своем предприятии и как следствие установлению так называемого «режима коммерческой тайны».
Если Вами как обладателем коммерчески ценной информации не будут соблюдены, приведенные в статье, меры по ее охране, то могут возникнуть риски, связанные с обращением за защитой Ваших прав в суд, в случае их нарушения третьими лицами. Ведь суд может отказать в иске, ссылаясь на то, что сам обладатель не принял должных мер для охраны своей же коммерческой тайны.
Поэтому обращение специалисту вовремя, помогут Вам сэкономить деньги, нервы и время.
Юристы нашего Агентства будут рады помочь Вам и оказать полный комплекс услуг по «установлению режима коммерческой тайны» на Вашем предприятии по принципу «под ключ».
С уважением, Ваш юрист — Динара Оспанова